1. Музыкальная одаренность избирательна, и только люди, наделенные музыкальным слухом от рождения, должны обучаться музыкальному языку

Каждый человек, наделенный слухом и способный понимать речь, наделен музыкальным слухом. Речь человека интонационна. По интонации мы понимаем не только смысл сказанного, но и эмоциональную насыщенность слова. Порой интонация (мелодика слова) может поменять значение произнесенного на противоположное. Мы это называем: произнести ТАКИМ ТОНОМ. А если каждый способен услышать и различить ТОН речи, значит, ТОН музыкальной речи он тоже способен услышать и различить.

Этот миф возник потому, что голосовой аппарат (исполнительный аппарат) человека от рождения настроен на речь в первую очередь, и некоторые люди пытаются интонировать музыку "старым проверенным и освоенным образом" - через речь. У этих людей просто еще не сформирован баланс между внутренним музыкальным слухом и голосом. Этот недостаток легко исправим путем вокальных упражнений, что было не раз продемонстрировано талантливыми педагогами, имена которых вы знаете лучше, чем я. Я навскидку помню только Огороднова и Кирюшина.


2. Наделенные музыкальным слухом от рождения должны обучаться музыке. Для всех остальных это необязательно

Музыка - это язык. Это более сложный и более совершенный язык, чем речь. Этот язык более совершенен, потому что способен передать некоторые чувства полнее, чем слова. Этот язык развивает мозг человека, потому что он подключает к работе оба полушария в равной мере, вовлекает в эту работу и связывает такие центры, которые никогда не "общаются" при любом другом виде деятельности.

Музыкальный язык использует подсознательные ресурсы мозга и способствует более полному пониманию картины мира. Этот язык также формирует временное и пространственное мышление на таком уровне, который недоступен человеку, не владеющему этим языком. Не случайно Эйнштейн играл на скрипке. Он сам писал, что знание музыкального языка стало ключевым в его научных открытиях.

Относительно недавно учеными-нейрологами Калифорнийского университета было открыто, что нейроны нашего мозга, общаясь между собой, создают звуки музыки, напоминающие классическую. В музыкальном языке заложены все основы устройства мира. Не случайно Платон призывал обучать этому языку каждого ребенка ДО того, как он приступит к изучению других наук.

Человек, не владеющий языком музыки, является обделенным и недоразвитым человеком. Практически, мы недалеко ушли от обезьян! Мы сделали первый шаг в эволюции - овладели речью и мышлением. Но нужен второй шаг - овладение звуком и музыкальным мышлением. Только тогда, когда человечество станет музыкально грамотным, наступит новая эра в его развитии.


3. Чтобы понимать музыку, необязательно уметь читать ноты

Этот предрассудок имеет глубокие корни. Мы не умели учить всех, но любовь к музыке повсеместна. Это рождает иллюзию, что совершенно необязательно быть грамотным человеком, чтобы понимать язык музыки. Тем не менее, понимание музыки может быть разным и ограничиваться разными уровнями. Так, для человека с развитыми музыкальными памятью и мышлением понимание музыкального произведения происходит совершенно на другом уровне: он способен быстро схватывать основные темы музыкальной композиции, запоминать их, понимать их трансформацию, видеть взаимоотношения музыкальных мыслей, логику их развития, адекватно воспринимать мысль композитора, следить за развитием музыкальной речи длительное время и не уставать.

Все остальные способны запоминать примитивные мелодии и то при том условии, что они будут неоднократно и навязчиво повторяться. Конечно, среди меломанов встречаются совершенно безграмотные люди, но музыкальное мышление и музыкальная память формируются лучшим образом только при освоении музыкальной грамотности. Восприятие любой речи на аудио уровне возможно. Можно прожить в другой стране и на слух выучить любой язык. Но только чтение и письмо способствуют грамотному восприятию любого языка. И музыкальный язык тоже не является исключением.


4. Музыкальная грамотность - это знание правил и нот и понимание истории музыки

Знание музыкальной терминологии и даже расположения нот, как и чтение биографий композиторов являются надстройкой, но не базой музыкального образования. Музыкальное мышление и музыкальная память формируются только на основе адекватного прочтения музыкальных текстов посредством внутреннего слуха. Так, знание алфавита чужого языка и биографий писателей автоматически не способствует пониманию самого языка. Любовь к звучанию языка без понимания его смысла не может быть глубокой. Глубину понимания музыкального языка может дать только музыкальная грамотность.


5. Пение или владение любым инструментом - достаточное условие для музыкальной грамотности

Музыкальный язык неодноголосен. Музыка - это сочетание мелодии (ощущение времени) и гармонии (ощущение пространства). Для адекватного восприятия музыки и развития музыкального мышления каждый человек обязан в первую очередь владеть фортепиано, а потом уже любым другим инструментом.


6. Цель обучения игре на фортепиано - способность играть для слушателей

Как я уже писала раньше, человек не готов для музыкального чтения до тех пор, пока его зрение не научится следить за всеми строчками нотного письма, а координационная техника владения клавишами не обретет уровня легкости владениями собственным голосом при произношении слов, употребляемого в чтении. ФОРТЕПИАНО - ЭТО "ГОРТАНЬ ЧЕЛОВЕКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ МУЗЫКАЛЬНОМУ ЯЗЫКУ". Этот инструмент - не цель, а средство обучения музыке. Фортепиано развивает слух, голос и ритмическое чувство человека, являясь одновременно и музыкальным и ударным инструментом.

Цель обучения игре на фортепиано - овладение музыкальным языком. Каждый ребенок должен начинать осваивать клавиши этого инструмента с как минимум 2-х летнего возраста. Именно к 24 месяцам каждый ребенок способен контролировать каждый палец руки и фокусироваться на развитии мелкой моторики. Чем раньше ребенок овладеет фортепиано, тем скорее он приобретет способность распознавать и анализировать музыкальные звуки. Без владения фортепиано каждый из нас - калека, у которого отсутствует самый важный орган воспроизведения музыки.

Фортепиано должно стоять и звучать в каждом доме, как средство общения людей. Разучивание других инструментов должно базироваться на знании фортепиано.


7. Только акустическое фортепиано заслуживает называться настоящим инструментом

При создании координационных навыков для начинающего любого возраста разница звучания хорошего электронного фортепиано и акустического инструмента несущественна. Мощности разума, направленной на работу первичной сигнальной системы - соединения координации, зрения и слуха - не хватает для аналитической деятельности.

Кроме того, некоторые особенности электронного инструмента делают его незаменимым в обучении музыкальному языку:

1. Вес клавиши может варьироваться, что делает доступным обучение фортепиано с 2-х лет

2. Электронный инструмент имеет громадное количество разнообразных тембров, что превращает фортепиано в "книжку с картинками" и дает ребенку представыление о различных музыкальных тембрах

3. Электронный инструмент имеет ритмические секции, позволяющие вместо скучного метронома использовать разнообразные стили и ритмы и подготавливает ребенка к воспроизведению самых разнообразных ритмических стилей

4. Электронный инструмент имеет громадные технические возможности, которые помогают ребенку творчески осваивать инструмент, сочинять, записывать музыку.

5. Электронный инструмент удобен для занятий, потому что достаточно понизить его громкость или надеть наушники, чтобы заниматься в любом месте и в любое время

6. Электронный инструмент значительно дешевле хорошего акустического и не требует настройки

7. Акустическое фортепиано - цель музыкального развития некоторых людей, но электронный инструмент - средство достижения музыкальной грамотности.


8. До Ре Ми или А В С при становлении музыкального слуха - нет никакой разницы. Каждый преподаватель должен выбирать то, что ему привычнее

Никакого компромисса! Только сольфеджио. Восприятие музыкального звука опирается на голос человека, а речь является посредником между музыкальным звуком и его восприятием. Пропевание музыкального материала голосом является необходимым условием раннего музыкального развития любого начинающего. Оно способствует развитию не только голоса и слуха, но и музыкального мышления. Слоги сольфеджио наиболее удобны для пропевания голосом. Использование букв не только неудобно, но также тормозит развитие беглости чтения, потому что логика соединения букв в слова вступает в конфликт с логикой звуковысотных соотношений.

Для музыкального чтения движение верх-низ (право-лево) одинаково важно, в то время как в чтении обычного текста существует только одно направление - слева направо или справа налево. Попытки мнемонического запоминания нот с помощью фраз (EveryGoodBoyDoesFine, FACE, AllCowsEatGrass ) привязывают запоминание расположения нот на короткий поводок правильно выстроенной литературной фразы и замедляет свободное перемещение от ноты к ноте.


9. Релятивная система - панацея для развития музыкального слуха и должна повсеместно применяться в начальном образовании

Следует помнить, что использование релятивной системы носило исключительно практический смысл. Эта система создавалась с целью обучения музыкально безграмотных людей пению в хоре. Чтение музыкального текста подменялось семью ручными знаками (вариант автопилота) для того, чтобы не способный читать ноты человек мог исполнять сложные партии в хоре и ощущать ладовые тяготения в любой тональности не заморачиваясь знанием других систем.

Преследуя благородную цель, релятивная система "убила" музыкальное образование в странах Алфавитной системы. Она сделала пропевание сольфеджио в других тональностях практически невозможным.


10. Компьютер - машина, и он не способен учить МУЗЫКЕ

Любое эффективное обучение в первую очередь ИНТЕРАКТИВНО. На индивидуальном уроке фортепиано любой человек учится значительно большему, чем с помощью самоучителя. Так он, делая то или иное движение, получает постоянную реакцию одобрения или порицания, и это помогает ему не "сбиться с пути". При становлении навыков обратная связь является решающей.

В то же время этап становление навыков МУЗЫЦИРОВАНИЕМ пока не является, как детский лепет не является еще РАЗГОВОРОМ, а первые шаги ребенка - ТАНЦЕМ. При становлении элементарных навыков: развития музыкального зрения, координации и слуха ищут оптимальный баланс. В период совместного развития всех этих составляющих в совокупности интерактивность имеет решающее значение. Она может быть обеспечена в ограниченном количестве - в течение урока с преподавателем, или в неограниченном количестве с помощью машины. Последнее более гуманно по отношению к преподавателю и более эффективно, потому что позволяет ученику заниматься в любое время и в неограниченном количестве.

У компьютера есть то неоспоримое преимущество, что он не повышает голос, отличается завидным постоянством и терпением, никогда не страдает ПМС и способен оценивать каждое действие в точных цифрах. Самым замечательным качеством компьютерного обучения является также то, что подача материала производится не только с помощью СЛОВ и обращается не только к левому полушарию человека, но и к более интуитивному правому, используя краски, образы и звук.

Компьютерная интерактивность - это двигатель музыкального прогресса. Она избавляет преподавателя от рутинной и примитивной работы, берет на себя задачу становления, развития и совершенствования навыков, необходимых при свободном музыкальном чтении. Это помогает перевести все базовые координационные действия в режим автопилота и позволить человеку высвободить сознание для развитие музыкального мышления.


11. В обучении фортепиано самым важным является постановка рук, поэтому начинающего нужно учить все делать сразу правильными руками

В обучении фортепиано самым важным является - соединить в единую систему зрение, координацию и слух и сформировать комплексный навык игры по нотам. Качество исполнения этих поднавыков в стадии общего становления и формирования не только необязательно, но и невозможно. Насильственное оттачивание навыков "прикосновения к инструменту" при несформировавшемся общем комплексе способствует закрепощению мышц начинающего, которые переходят в режим "аврала". Это может нанести непоправимый вред здоровью человека и его мышечной системе.

Многие профессиональные пианисты страдают болями мышц спины и шеи именно поэтому. Спазмы рук, поднятые плечи, опущенные кисти, "зажатость" и отсутствие беглости пальцев - это результат насилия над природой формирования, развития и совершенствования комплексных навыков. Навыки имеют индивидуальную природу созревания, и вторжение в этот процесс губительно для мускульной системы человека. "Упражнения на тяжесть руки и высвобождение мышц" способны расслабить мышцы человека на пару минут, но они не решают проблемы, которая лежат в основе мышечного напряжения.

Проблема же состоит в том, что мощность человеческого сознания в период становления комплексного навыка полностью направлена на создание специфических связей между всеми органами, принимающими участие в этом навыке. До тех пор, пока здоровый баланс субнавыков не будет создан и освоен и не перейдет в режим "автопилота", ни о каком оттачивании движений не может быть и речи.


12. Каждую выучиваемую на фортепиано пьесу нужно оттачивать и доводить до совершенства. Только так можно научить человека КАК НАДО правильно играть свободными руками

Создание "временного баланса" между координацией, слухом и зрением в отдельно взятой пьесе - это пиррова победа. Лучше дать ребёнку удочку, чем одну рыбу.


13. Неидеальное исполнение музыкального произведения портит ребенку слух. Нужно исполнять либо правильно - либо никак

Это - одно из самых общераспространенных и самых одиозных заблуждений музыкальной педагогики, основанное на убеждении, что приступающий к отработке навыков ребенок в слуховом отношении "чистый лист", и поэтому все, что он играет неправильно, навсегда калечит его слуховое восприятие. На самом деле каждый человек, наделенный слухом, начинает создавать слуховой опыт еще во чреве матери. Он является пассивным слушателем каждый день своей жизни, ибо музыка занимает довольно значительное место звукового пространства человека.

Проблема как раз состоит не в "недоразвитом" музыкальном слухе, а в "недоразвитом" исполнительном органе - координации. Так, если ребенок нечисто поет, это значит, что у него недоразвита координация между слухом и голосом. Если ребенок неправильно играет - недоразвита мышечная координация.

Если ребенок еще не научился говорить, это не значит, что он не умеет слышать. Это значит, он еще не умеет координировать мышцы так, чтобы повторять слышимые слова. Если ребенок не научился ходить - это не значит, что он не видит и не понимает КАК ЭТО НАДО ДЕЛАТЬ. Просто его мышцы еще не подчиняются его желаниям.

Многие преподаватели начинают "развивать чувство ритма" с помощью хлопания в ладоши и битья барабанов. Они искренне верят, что такие виды работы помогут ребенку в игре на фортепиано, например. Это - заблуждение и неэффективная трата времени, потому что каждый человек имеет врожденное чувство ритма. Оно физиологически заложено в нас природой вместе с собственным сердцебиением. Сердцебиение матери - вот что слышит каждый плод еще до появления на свет.

Но именно недоразвитость координации наших мышц в совокупности с клавишами инструмента является препятствием между тем "как надо" и тем "как получается". До тех пор, пока "исполнительный орган" - координация - не достигнет того же уровня развития, что и слух человека, она не сможет адекватно отражать желаемое.

Только когда пальцы смогут исполнить то, чего хочет слух, можно делать следующий шаг в дальнейшем развитии. Пока же сформировавшийся слух человека ищет путей с его координацией, любые ритмические упражнения и "работа над динамикой" - это бесплодные попытки "построить коммунизм в отдельно взятой пьесе."

Пируэты рук с нажатием клавиши "весом руки", ритмика, упражнения "на развитие слуха" никак не развивают клавишно-мышечную координацию человека. Они создают видимость развития слуха, но слух человека больше не нуждается в развитии, пока не создан орган его выражения и исполнения его воли.


14. Самое важное в начальном обучении - это правильно подобранные объяснения. Достаточно правильно объяснить начинающему, что он должен делать, чтобы научить его играть

Как продолжение такого заблуждения - вера в личность преподавателя, который способен делать на уроке чудеса. Однако при развитии комплексного навыка - соединения координации со зрением и слухом при освоении клавишного пространства понимаение КАК НАДО не является решающим. Понимающий как нужно плавать человек наверняка утонет без умения это делать. В любом комплексном навыке, который содержит в себе совокупность первичных (мышечных, зрительных, слуховых) и вторичных (анализ, синтез, мышление, память) реакций человека решающими являются первичные. Без элементарного владения голосовыми связками человек не может говорить.

Только овладев голосовым аппаратом и научившись копировать все звуки речи, человек начинает развивать речь и мышление. Без способности держать баланс и стоять на ногах - ходить. Без умения фокусировать взгляд - читать. Причем, читая по слогам и приводя к общему знаменателю зрение и голос, человек не в состоянии думать об интонации собственной речи. Для него уже хорошо, если он понимает, что обозначают произносимые слова. Никакое объяснение не может заменить развития этих навыков! Вера в хорошего царя-батюшку учителя наивна.

Самым слабым звеном при музыкальном развитии человека является именно его координация, совокупное развитие мышц рук, глазомера, зрительной реакции на нотный текст или слышимый материал с целью его копирования. Поэтому чем больше человек может практиковаться в становлении этих навыков, тем быстрее он овладеет ими. Даже самые гениальные объяснения не способны заменить часы самостоятельной работы. Залог успеха в начальном музыкальном образовании - это практическое развитие координационных навыков в совокупности со зрением и слухом.


15. Я не вижу никакого кризиса музыкального образования. Кто надо - тот выучивается. Не нужно паники!

Человечество никогда не было музыкально грамотным в общей массе. Но до прихода высококачественной звукозаписывающей технологии живая музыка была единственным способом приобщения к музыкальному искусству. Исполнительство было в большой цене как на концертных сценах королевских дворцов, так и в избах крестьян. Это порождало мотивацию учиться музыке и достигать мастерства.

Именно поэтому музыкальная педагогика прошлого была ориентирована на поиски прежде всего новых талантливых исполнителей и виртуозов. "Вытягивание" простых смертных до профессионального уровня чаще всего производилось за деньги. И немалые.

Массовое музыкальное образование никого особо не волновало, поскольку в слушателях, как правило, проблем не было, а бездарей в исполнителях хватало и без того: каждый стремился "в Мендельсоны".
Открытие о том, что музыкальный язык развивает мозг человека и делает его мощнее и многоканальнее, что уроки фортепиано улучшают работу нейронов на 40%, появилось только в конце 20-го века.

К этому времени ситуация сильно изменилась не в пользу музыкального образования. Народ получил идеальную аппаратуру. Путем нажатия кнопки можно получить звучание, качеством не уступающее концертному исполнению. Мотивация обучаться играть самому стала не только неострой, но ослабла окончательно.

Музыкальная же педагогика так и не создала метода, который бы эффективно учил всех. В странах бывшего СССР музыкальные школы заканчивают миллионы так и оставшихся безграмотными детей. В США и музыкальных школ-то нет. Без мотивации численность желающих учиться музыке падает, вместе с этим падает профессиональный уровень музыкантов и композиторов.

Поскольку процесс происходит постепенно, в жанре "медленной катастрофы", все потихоньку привыкают к очередной потере и морально готовы к следующей. Мало кто понимает, что на наших глазах потихоньку вымирает величайший язык человечества, который смог бы спасти наши души и планету в целом.

Елена Хайнер