Важно ли учить маленьких детей чтению нот и игре на фортепиано? Как изучение фортепиано может улучшить интеллектуальное развитие Вашего ребенка? Об истории и новых подходах к обучению фортепиано и музыке читайте в статьях об образовании и музыке, написанные Еленой Хайнер.

 

О методах обучения

Повсеместно распространенные "традиционные" методы обучения начинающих игре на фортепиано настолько же жестоки и опасны для психики детей, как и методы обучения плаванию, при которых начинающих бросают в океан и ждут, когда, наглотавшись воды, ребенок выплывет сам. Они настолько же болезненны, как лечение зубов без наркоза и настолько же травмируют психику людей, как и другие нанесенные ему обиды детства.

Не смотря на нашу любовь к музыке и непрекращающееся стремление научиться ее языку, методы обучения игре на музыкальных инструментах для большинства людей - малопродуктивная трата времени, денег и сил, потому что только небольшой процент природно одаренных сможет действительно выучиться играть и читать ноты при повсеместно сложившихся методах обучения музыке. Для остальных эти уроки не только не принесут никакой пользы, но могут оставить в душе незаживающие раны, последствия этого обучения могут негативно повлиять на строение характера человека и его судьбу.

Именно поэтому во всем мире несмотря на обилие систем и методов обучения музыке мало кто способен играть на фортепиано и читать ноты с листа. Общество четко делится на небольшую прослойку музыкальных экспертов и невежественные массы, не способные читать музыкальный текст вообще. Уроки фортепиано связаны с такими болезненными разочарованиями и тяжелых воспоминаниями, передающимися по наследству, что количество людей, которые приводят детей заниматься музыкой, стремительно падает. Это негативно отражается на развитии музыкального языка, музыкального искусства и музыкальной индустрии в целом. Так, например, продажа фортепиано, согласно данным "Голубой книги" с 1956 года упала вдвое. От падения интереса к обучению музыке страдают и музыкальные публицисты, и исполнители, и сами преподаватели музыки.

Но наибольший удар музыкальная безграмотность наносит по общему развитию и образованию людей, обедняя их восприятие , ограничивая воображение, ослабляя работу мозга и способность к творческому мышлению. В настоящее время кризис обострился еще и тем, что качество звукозаписи ослабило потребность большинства в живой музыке и мотивацию получать музыкальное образование вообще. Зачем прилагать какие-то усилия, если музыку можно добывать одним нажатием кнопки проигрывателя

Все это происходит потому, что современные системы обучения музыке как языку настолько же нелепы и малопродуктивны, какими были уроки грамоты в средние века. Тогда обучение школьников чтению производилось посредством чуждой их восприятию латыни и путем зазубривания пространных текстов наизусть с голоса учителя. Обучение грамоте было избирательным, осуществлялось индивидуально и предлагалось только для детей, достигших достаточно сознательного возраста. Только люди, наделенные исключительными памятью и аналитическими способностями, в состоянии были перейти к пониманию строения письменной речи, механически заученной наизусть. В эпоху средневековья так же считалось, что научиться читать и писать могут только чрезвычайно одаренные люди и поэтому литературная безграмотность была всеобщей и неоспоримой.

К счастью, на сегодняшний день, методы обучения чтению усовершенствовались настолько, что мы способны научить каждого ребенка читать начиная как минимум с 6-летнего возраста в групповом классе публичной школы. Мы давно забыли о том, как учили чтению в средневековье. Даже относительно недавно существовавшие методы (например метод Скотта Форезмена, популярного в США в 50-60 годы прошлого века, согласно которому дети обязаны были запоминать форму букв визуально, а не читать их голосом) уже кажутся нам полной нелепостью.

Однако музыкальное образование продолжает строиться на грубых ошибках, связанных с игнорированием важнейших законов психологии восприятия человека. Это отбрасывает его развитие на несколько столетий назад и делает опасным для психики современного человека. Ошибки музыкальной педагогики не настолько невинны, как мы привыкли думать, потому что они способствуют занижению самооценки детей, неуверенности в себе, разочарования, отбивает у них желание учиться музыке и являются истинной причиной тотальной музыкльной безграмотности населения, в то время как сокращения государственных бюджетов на публичное музыкальное образования является всего лишь следствием общей катастрофы.

Фортепиано могло бы и должно стать стартовой точкой в музыкальном образовании любого человека, начиная с двух лет, потому что:

1. фортепиано помогает обучать музыке как языку вертикально и горизонтально или в полном объеме. горизонтально - мелодический слух. вертикально - гармонический.

2. фортепиано вовлекает 10 пальцев обеих рук в процесс музицирования что чрезвычайно важно так же для развития мелкой моторики ребенка и координации рук.

3. фортепиано требует от учащегося одновременного чтения скрипичного и басового ключей, что является основополагающим навыком музыкального чтения

4. фортепиано не требует от ребенка усилий при извлечении звука и дает сразу абсолютную высоту звука, что делает этот инструмент прекрасным учителем для развития голоса и слуха

Самым оптимальным инструментом в публичных школах, садиках и просто дома для первоначального музыкального развития человека является электронное фортепиано или синтезатор. Электронное фортепиано как книжка с картинками имеет громадный арсенал тембров и ритмов, делающих обучение творческим и красочным, оно недорого стоит и может быть соединено с компьютером посредством миди

Фортепиано вновь может стать частью жизни каждого человека и первым инструментом его познания музыкального языка. Следует только посмотреть на привычные методы обучения глазами человека 21 века и постараться пересмотреть устоявшиеся методы обучения музыке чем раньше - тем лучше, чтобы прекратить насилие над психикой наших детей в первую очередь. Надеюсь, вас заинтересуют мои наблюдения, которые удалось накопить в течение 29 лет моей музыкально-педагогической карьеры, и они помогут вам задуматься, стоит ли продолжать отстаивать сформировавшиеся принципы обучения музыке как языку.


"Practice makes it perfect" - или что именно совершенствует сложившаяся музыкальная педагогика

"Practice makes it perfect"- любимая поговорка преподавателей музыки. Эта фраза повторяется так часто, что о смысле, который вкладывают в нее преподаватели фортепиано, мало кто задумывается. Можно долго совершенствоваться в перепахивании поля, но если забыть засеять его зерном, то вряд ли эта работа является разумным использованием усилий человека. Если ребенок хочет научиться плавать, то он должен проводить большую часть времени в воде и плавать и это поможет ему нарастить плавательные навыки. Если ребенку нужно научиться бегло читать, он должен читать.

Но в музыкальном классе сложившейся музыкальной педагогики детям предлагается учить правила теории перед тем как они прикоснутся к инструменту в первый раз. Поскольку музыкальная теория для ребенка - нечто совершенно новое и чуждое и изучая ее он не в состоянии опереться на какие то сведения из своего опыта, то практика в данном контексте - это механическое заучивание. В большинстве случаев традиционной педагогикой под словом "практис" подразумевается именно она, родимая. тяжелая, трудоемкая и низкопродуктивная работа, именуемая зубрежкой, результат которой обратно пропорционален вложенным усилиям.

Каждый ребенок от рождения накапливает достаточное количество слухового опыта, связанного с речью и звуками музыки, развитым зрительным и тактильным восприятием мира. Это могло бы стать надежным фундаментом для обучения музыкальной грамотности и игре на фортепиано. Ведь в основе обучения и запоминания должна лежать активная мыслительная деятельность человека, базирующаяся на его жизненном опыте.

Но традиционные системы обучения музыке вычеркивают из процесса уже созданный опыт ребенка, предпочитая напичкивание его новыми и чуждыми его восприятию теоретическими сведениями и закодированными в абстрактный язык образами. Мы все ненавидим СПАМ и на дверях многих офисов вывешиваем табличку... Но на уроках музыки сознание наших детей ежедневно забивается ненужным теоретическим спамом, в котором пока не нуждается их восприятие, не имеющее опыта чтения музыки.

"Практис ... перфект" при таком раскладе звучит как заклинание, как единственный выход из тупиковой ситуации - зубрежка без опоры на предыдущий практический опыт ребенка помогает хоть как то справиться с новым материалом, без опоры на его понимание.

По настоящему понять и навсегда запомнить часто значит найти закономерность, понять принцип организации материала. Не случайно правила грамматики определенного вербального языка даются детям после того, как они уже научились говорить и способны читать и писать, понимая смысл написанного или читаемого. Но музыкальная педагогика начинает с объяснения правил до того, как ребенок учится находить клавишу одним пальцем, и у него создалась мотивация их изучать.

В результате запоминание музыкальных произведений напоминает зазубривание незнакомого иностранного текста наизусть без понимания оного. Дети не прочитывают музыку, а маленькими кусочками заучивают наизусть, такт за тактом. Заученные таким образом музыкальные произведения быстро забываются, не создавая никакой базы для дальнейшего музыкального развития ребенка. Это наносит непоправимый вред психике детей, для которых вложенные усилия и полученный результат очень неравнозначны. Заученные тяжелым трудом "правильные" движения рук и пальцев способствуют развитию комплексов перфекциониста, когда обучающиеся до ужаса боятся сыграть что-то новое "неправильно" - не теми пальцами, не такими руками и без заученной с помощью учителя "выразительности".

При колоссальных затратах времени и сил на подобного рода деятельность, результат такого обучения в конце концов даже отрицателен, потому что текст, заученный механически и с такими сложностями, не развивает знание языка и не помогает понимать его, но лишает человека веры в собственные силы, потому что за частностями им не дано видеть целого. Такие дети не только не в состоянии самостоятельно разучить простую пьесу, но и панически боятся музицирования, добровольно расписываясь в собственном бессилии на всю жизнь.


Правильно ли делает все хороший мальчик

Система обучения теории вносят в сознание детей еще больше хаоса. Так, всем известная мнемоническая формула Хороший мальчик делает все правильно чрезвычайно замедляет навыки различения и прочитывания нот. Звуки музыки движутся свободно в прямом и обратном направлении, поэтому заданные последовательность букв FACE и слов в предложении Every Good Boy Does Fine присущая английской грамматике, не помогает, а мешает развитию беглости музыкального чтения. Good does boy every fine, fine every does good boy or ECAF just does not make any sencе для человека, ориентированного на логику разговорной речи!

Тем не менее для свободного владения музыкальным пространством и осознанного "передвижения" по клавишам фортепиано каждому ребенку необходимо знать последовательность музыкальных звуков и клавиш в любом направлении, от любого звука или клавиши так, как он знает расположение мебели в собственной комнате, будучи способным перемещаться по ней в кромешной тьме вперед и назад. Именно поэтому проигрывая даже одну клавишу, начинающий должен хорошо представлять себе, какие именно клавиши ее окружают рядом, через ступень, через две ступени, чтобы иметь возможность свободно перемещаться от клавиши к клавише и заранее сгруппировывать мышцы рук чтобы точно на них попадать.

Но Хороший мальчик, который делает все правильно, не дает ребенку такой свободы перемещения, привязывая его сознание к короткому поводку разговорного языка. Он напоминает мне неустойчивый канат, протянутый над пропастью, по которому преподаватели музыки отправляют детей, не способных еще даже держаться на ногах.


О том как "традиционная" музыкальная педагогика
наносит ущерб развитию музыкальной координации начинающих

Навыки человека - это такая область его развития, в которой любой вид насильственного ускорения и форсирования чреват непоправимыми последствиями. Если лепестки еще не распустившегося цветка разлепить пальцами насильно, цветения не будет - растение увянет. Официальным же девизом музыкального обучения является - Do it right from the very first, что противоречит самой природе становления, развития и совершенствования навыков. И это опасное надругательство над природой мышечного развития человека повсеместно и безнаказанно допускается в музыкальной педагогике и калечит одно поколение людей за другим.

При хождении вначале ребенок стоит и учится держать баланс, чтобы не упасть, и только потом, окрепнув, делает первый шаг, потом много шагов, а научившись ходить - ребенок учится бегать и прыгать. И только потом его учат оттачивать качество такого хождения с помощью, скажем, обучения танцам или гимнастике. Ни одному взрослому в здравом уме не придет мысль учить не стоящего еще твердо на ногах годовалого ребенка ходить балетным шагом и тем более танцевать под музыку, следуя ритму и темпу сопровождения.

По аналогии с хождением в игре на фортепиано существуют естественные этапы развития мелкой моторики:

    1. начинающий пытается найти клавишу
    2. начинающий пытается сыграть найденные клавиши правильными пальцами
    3. начинающий способен играть соблюдая относительные длительности нот
    4. начинающий способен играть, укладываясь в метр (биты)
    5. начинающий способен играть в темпе характера пьесы
    6. работа над характером и полирование

До тех пор, пока ребенок не освоит одну стадию, ни в коем случае нельзя переходить ко второй!

Согласно природе развития навыков человек вначале должен ходить, а не изучать правила, как это нужно делать и он имеет право ходить как получится! Большинство людей понимает, что рождение нового навыка подразумевает неловкость первоначального его исполнения. Но для музыкальной педагогики этого правила как бы не существует. Большинство ныне здравствующих учителей фортепиано требуют ровного звука, точного ритма и выразительного исполнения при идеально округлой кисти руки даже от 3-х летнего ребенка, который с трудом ориентируется в музыкальном пространстве!

Освоение же музыкального пространства традиционными методами - это надругательство над природой развития моторики в пространстве. Пальцы играющего взаимодействуют с территорией клавиш почти так же, как наши ступни ног с полом.. Человек имеет право видеть пол под ногами - это было бы неоправданной жестокостью завязывать глаза годовалому ребенку, чтобы он сразу учился искусству ходить в потемках, представляя предметы в уме. Любая служба защиты детей никогда бы не дала зеленый свет такому надругательству в обучении детей ходьбе. Но в классе фортепиано детям не позволяют наглядно увидеть, как называются клавиши, которые они нажимают. Вместо этого от них требуют заучивания их последовательности в уме. Развитие координационного освоения клавиатуры как пространства классические методы обучения производят без опоры на зрение ребенка, как бы "завязывая" ему глаза!

При этом требования ужесточаются дополнительными задачами: игры с определенной длительностью извлекаемого звука (ритм), укладываясь в биты (метр), а также обращая внимания на качество извлекаемого звука (оттенки и штрихи) при идеальной округлости руки в тот период, когда они едва справляются с нахождением клавиш и их координация еще не сформировалась вообще. Все это приводит к перегрузкам детского восприятия и заставляет работать мышцы ребенка в аварийном режиме, что чревато необратимыми последствиями не только для развития его мелкой моторики, но и нервной системы в целом.

Чтобы понять, как это происходит представьте, что однажды городские власти штатов вдруг задумали снять со всех улиц таблички с их названиями. Учитывая, что нахождение правильной улицы является не единственной задачей любого водителя (он должен вести машину мс определенной скоростью, соблюдать правила дорожного движения, учитывать уличные знаки, контролировать общую ситуацию на дороге) можно легко понять, что вождение машины в таком режиме будет напрягать не только мозг водителя, но в первую очередь отразится на состоянии его мышц. Вспомните собственные мышечные ощущения при вождении машины в незнакомом месте с целью найти необходимую вам улицу или дом. Особенно, если вы опаздываете! В таком состоянии пребывают мышцы ребенка во время урока фортепиано почти постоянно! Боль в шее, поднятые плечи, зажатые мышцы рук - все это является следствием форсирования развития навыков без учета законов физиологии и психологии детей.

Известно, что страх пораниться, как и страх перед неизвестностью закрепощает мышцы человека. Это - защитная реакция организма, данная нам природой с целью высвобождения ресурсов для решения первостепенных задач - аналитического осмысления ситуации. Зажатие и травмы мышц у детей играющих на фортепиано возникают не от того, что они не умеют правильно извлекать звуки и не округляли кисти в начале обучения так, как требовал их преподаватель, а потому, что их мелкая моторика так и не успела по-настоящему сформироваться и развиться, не справляясь со стрессом, вызванным информационной перегрузкой.

Таким образом, обилие поставленных аналитических задач блокирует освоение координационных навыков, приводя мышцы в негибкое состояние. Это приводит к громадному количеству травм - начиная от физических и кончая душевными, и закрепляет в детях множество комплексов, которые влияют на развитие их личности.


Как традиционные методы обучения тормозят развитие слуха детей

Музыка родилась из гортани человека. То, что гортань также участвует в процессе восприятия музыки - уже давно известный научный факт, установленный с помощью электронных приборов. Человеческая гортань так же воспринимает звуки, как и слух человека. Более того, развитие слуха и развитие голоса тесно взаимосвязаны. С помощью специальных упражнений для голоса можно развить музыкальный слух так, что даже "гудошники" будут способны не только чисто петь, но и записывать по слуху довольно сложные мелодии.

С другой стороны, без проговаривания понятий голосом невозможно развитие мышления человека. Проговаривание вслух новых слов и предложений является самым распространенным методом освоения любого языка, данным нам от природы. Именно поэтому обучение детей чтению на основе фонической системы произношения букв явились настоящим прорывом в победе над всеобщей безграмотностью. Это помогло детям опереться на уже сформировавшийся слуховой и речевой опыт, и поэтому в несколько раз повысилась эффективность обучения чтению. С помощью фонетического обучения теперь читают даже дети дошкольного возраста.

Опора на Алфавитную систему в классе музыки затрудняет обучение музыке как языку именно потому, что не опирается на голос человека и на его артикуляцию, но пытается связать абстрактный значок буквы со звуком. Это создает искусственные сложности в формировании и развитии музыкального слуха и музыкального мышления ребенка, потому что не опирается на ключевой орган музыкального восприятия и музыкального развития - гортань человека. При таком обучении ребенок вынужден опираться не на созданный с годами опыт слышания музыки или речи, и не на собственный голос, благодаря которому он выучился говорить и думать, но на способность абстрактного запоминания абстрактных значков, не имеющих к музыкальным звукам никакого отношения.

В результате, сложившаяся система музыкального образования детей плодит два типа "инвалидов от музыки" - одни умеют прочитывать музыку с листа, но совершенно не способны подбирать музыку по слуху и импровизировать, другие - прекрасно импровизируют, но не способны читать нотную грамоту. Разрыв между музыкальным звуком и его восприятием становится непреодолимой пропастью в сознании человека и производит армию музыкантов - недоучек.

Многие преподаватели тем не менее понимают, что пропевание - важный компонент обучения музыке. Поэтому они пытаются приспособить для этого слоги, производные от букв Алфавита. Однако это тоже очень плохая идея, способная нанести громадный вред несформировавшимся голосовым связкам ребенка. Посудите сами: Эй и Эф два закрытых слога, основывающихся на гласной Э, которая является одной из самых неудобных гласных для мышц гортани при пении. А Би, Си, И и Джи эксплуатируют использование гласного И, который извлекается при 15 процентах челюстного раскрытия и является одним из самых напряженных для голосовых связок гласных.

Самым удобным и проверенным языком для пропевания музыки является язык сольфеджио, изобретенный в 10-м веке в Италии Гвидо Аретинским (монахом, который также придумал гениальную систему музыкальной записи) и усовершенствованный в течение 11 веков. Этот язык предлагает самые удобные для голосовых связок сочетания гласных, способствующих развитию голоса и слуха человека, а также развивающие музыкальное восприятие и музыкальное мышление каждого вне зависимости от природной одаренности.

Таким образом, обучая музыкальной грамоте с помощью буквенной системы мы отказываем нашим детям в возможности воспринимать музыку так, как им это дано природой - посредством голоса - и искусственно разрываем связь между звуками музыки и их восприятием. Не пропевая звуки музыки голосом в начале обучения, дети лишаются возможности развивать музыкальный слух, музыкальную память и музыкальное мышление. Буквенная система как бы изначально рассчитана на природно-одаренных детей, оставляя всем остальным мало шансов преуспеть в освоении музыкального языка.


Традиционный Нотоносец - это роман "Война и Мир" для первоклашек

Детские книжки всегда легко отличить от романов для взрослых прежде всего по яркому красочному оформлению, использованию крупного шрифта и обилию картинок, помогающих визуально понять смысл написанного. Они позволяют восприятию ребенка опираться на уже сформировавшиеся навык - визуального восприятия мира с целью развить его абстрактное мышление и воображение. Тексты для детей, только начинающих читать, состоят из небольших предложений, необъемных параграфов и как правило содержат не более 5-7 строчек на странице одного печатного листа.

Количество строчек письма является порой определяющим фактором для зрительного восприятия любого текста. Это известно каждому человеку. Этого принципа стараются придерживаться все здравомыслящие преподаватели, издатели и родители мира. Но музыкальная педагогика умудрилась проигнорировать и этот важнейший принцип психологии зрительного восприятия человека. Нет ничего более сложного для понимания и вдумчивого запоминания ребенка, чем традиционный нотный стан!

Графика нотного стана сложна для зрительного восприятия не только детей, но и взрослых, начинающих заниматься музыкой. Нотный стан, как известно, состоит как минимум из 10 линеек и 12 пространств между ними. В сумме это от 22 графически однообразных строчек музыкального текста. Для беглого музыкального чтения зрение человека обязано оперировать всеми этими строчками одновременно!

Согласно исследованиям Германа Эббингауза (1850-1909), основоположника психологии памяти, емкость памяти человека ограничена и не может хранить одновременно более 7 новых элементов. Для того, чтобы безболезненно оперировать большим количеством элементов, их необходимо объединять в группы и систематизировать. В основе всякого запоминания (в том числе и зрительного), если это не механическое повторение или зубрежка, должна лежать активная деятельность по организации материала. Искусство запоминать заключается в умении системно видеть и системно мыслить.

Систематизировать строчки Нотного стана чрезвычайно сложно во-первых потому, что традиционная графика нотного стана - это не буквальное отражение равнозначности черно-белых строчек музыкального письма, а абстрактное кодирование этих строчек. Поэтому тонкие черные линейки подсознательно обучающимися воспринимаются как "строчки" письма, а белые пространства между линейками, как междустрочье, не несущее никакой смысловой нагрузки. Традиционная черно-белая графика нотного стана предназначена для профессионалов, имеющих опыт чтения музыки, и не позволяет зрению начинающего за что-либо зацепиться, чтобы вычленить самое важное и сосредоточиться на нем. Более того, графика длительностей нот является более выразительной, чем обозначение их высоты, хотя для начинающего, проходящего начальную стадию поиска клавиш при несформировавшейся координации, именно ритмическая организация музыкального текста интересна меньше всего.

Ни один из "классических" методов не создал учебного материала, позволяющего тренировать глаза человека на немедленное распознавание белых и черных строчек музыкального письма, на немедленное зрительное определение нот на линейках и между с помощью разъяснительной или вспомогательной графики, цвета, образа, способных привлечь зрение в качестве главного "дешифровщика", как это сделано в детских книжках. Считывание линеек и пространств, в то же время, является критическим, потому что одинаковые кружки нотных значков по высоте отличаются именно расположением на белых и черных дорожках (как в шахматах).

Только натренированный глаз музыканта в состоянии "схватить" все 22 дорожки нотного письма в закодированном исполнении безошибочно, успевая увидеть нотный текст объемно, в системе и в графической взаимосвязи с друг другом . Для зрения же любого ребенка нет никакой разницы между нотой второй или третьей линейки или нотой на линейке и между линейками. Без этого зрение человека является ненужным балластом, только мешающим восприятию нотного текста.

Ранее описанный "выход" из тупиковой ситуации запоминания нот с помощью фраз и предложений переносит груз "ответственности" за чтение нотных знаков с уже сформировавшегося органа восприятия человека - зрения, на только формирующуюся способность абстрактного и логического мышления, что перегружает сознание ребенка до немыслимых пределов.

Если вы видите веселые, забавные картинки в музыкальных книжках, а также яркие, разноцветно разукрашенные паузы, знаки нотного письма и сами ноты в виде человечков, паучков или других существ, не спешите думать, что это - действительно хорошая книжка, способная по-настоящему научить вашего ребенка понять суть нотного чтения и сделать его по-настоящему грамотным. Обратите ваше внимание, к чему взывает вся эта графика? Что она поясняет ребенку? Пытается ли она помочь его глазам схватывать и расшифровать сложное и абстрактное нотное письмо - или это очередная попытка навязывания сознанию ребенка теоретической информации, которым он итак перегружен и которая итак сковывает его мышцы и зрение?

Расположение нот на Нотном стане представляет собой стройную зеркальную систему, о существовании которой многие ученики даже не подозревают. Эта система настолько наглядна, проста и понятна, что могла бы навсегда разрешить вопрос нахождения любой ноты любой октавы в считанные доли секунды с помощью уже сформировавшихся зрения и речевой артикуляции ребенка. Система эта по сути является своеобразным музыкально-графическим алфавитом, знание ее так же необходимо каждому ребенку, как таблица умножения на уроке математики или таблица Менделеева на уроках химии.

Благодаря этой системе можно легко "вычислить" любую ноту и понять логику строения музыкального пространства в тексте и на фортепиано. Но большинство "классических" методов обучения музыке предпочитают разучивать ноты не опираясь на видение целого в системе, но зазубривая ноты маленькими смысловыми группировками, о которых я уже написала выше. Таким образом, музыкальное зрение не развивается при чтении нотного стана и это отражается на эффективности обучения музыке в целом.


"Игра по нотам" - или апофеоз страданий

Как известно, игра по нотам является одним из самых важных этапов обучения детей музыке.. Собственно, ради этого многие и приходят в музыкальный класс, чтобы обладать способностью открыть любое музыкальное произведение и прочесть его с листа. В этом, кстати, состоит коренное непонимание между мотивацией широких слоев публики и тонкой прослойкой музыкантов-профессионалов. Для широких масс музыка - это язык, которым хочется овладеть, чтобы играть для себя, а для преподавателей фортепиано - это исполнительское искусство, чтобы играть на сцене для других.

Ни одному учителю английского не придет в голову заставлять каждого ребенка, только учащегося читать, говорить с актерской постановкой голоса и выдерживая сценические паузы. Потому что с приходом всеобщей грамотности пришло понимание того, что знать язык должны все, а исполнять его артистично - сценически одаренные люди. В музыкальной педагогике продолжает культивироваться идея, согласно которой играть на фортепиано нужно либо артистично - либо никак. Это превозносит музыкально и артистически одаренных детей на пьедестал и низвергает всех остальных в пропасть порицания, порождая в них чувства стыда, обиды, разочарования, неуверенности в себе и комплексы неполноценности.

Само по себе традиционное обучение игре по нотам является одним из самых крупных нонсенсов в мировой педагогической практике, потому что весь этот многооперационный навык, включающий одновременно координацию, зрение и слух и голос человека, в классе фортепиано формируется и развивается раздельно и в большей степени посредством теоретизирования! Так, преподаватель фортепиано объясняет рукам ребенка, как они должны не только двигаться но даже смотреться прикасаясь к клавишам, глазам - куда они должны смотреть, ушам - что они должны слышать и голове - что она должна при этом думать. И только голосу в этом процессе практически не уделяется никакого внимания.

Если в результате таких неимоверных усилий ребенок кое-как начинает играть упражнения и угадывать названия нот, то это совершенно нисколько не приближает его к беглому музыкальному чтению, потому что у него нет никакого умения делать все эти задачи одновременно. Ни одному учителю английского не придет в голову совершенствовать вождение пальцем по строчкам книги или выучивать тексты наизусть по несколько строчек в день правильным голосом до совершенствования, вместо того, чтобы просто читать и накапливать читательский опыт шаг за шагом! Ни одному специалисту по детскому питанию никто и никогда не позволить кормить ребенка раз в неделю, запихивая в него недельный порцион пищи! Тем не менее любой учитель фортепиано безнаказанно пытается впихнуть в вашего ребенка все вышеперечисленные навыки и знания одновременно, не утруждая себя вопросом, насколько такое обучение разрушает душевное здоровье и психику ребенка!

Одним из самых развитых навыков любого ребенка от рождения является зеркальное копирование. Благодаря этому навыку дети учатся говорить и выполнять различные движения, глядя на взрослых как в зеркало. Направление строчки книги соответствует движению руки, копирующей текст. "Манки си - манки ду" - самый популярный метод познания мира каждого человека. Однако в прочтении нотного текста все не так. Ноты располагаются на Нотоносце выше или ниже, в то время как клавиши правее и левее. Это несоответствие является последней каплей, которая делает чтение нот сложным и запутанным для ребенка. Итак, перегруженный излишней информацией и неподъемными требованиями, ребенок просто не в состоянии вынести еще одно тяжелое испытание, приготовленное ему музыкальной педагогикой.

Развиваясь отдельно друг от друга с громадным трудом созданные навыки, вместо того, чтобы работать сообща как единая команда и помогать друг другу, начинают конфликтовать между собой, затормаживая и без того небеглый процесс прочитывания нотного текста 10 пальцами обеих рук. Игра упражнений совершенно не помогает ребенку в прочтении нот и изучении теории, знание теории не способствует развитию координации рук и уж тем более слышанию музыкального текста, а слух в таком процессе вообще не в состоянии участвовать, потому что он не слышит ничего даже отдаленно напоминающего музыку.

В результате ребенок, якобы "подготовленный" к игре по нотам, один на один очутившийся перед первой в своей жизни музыкальной пьесой чувствует себя как брошенный в пучину океана не умеющий плавать щенок с громадным камнем информации на шее. С трудом пробиваясь от ноты к ноте и судорожно пытаясь найти соответствующую каждой ноте клавишу, начинающий имеет только два выбора: бросить это нудное и неприятное дело или приступить к запоминанию музыкального текста с помощью зубрежки. В обеих случаях остаются горечь и отчаяние, сохраняющиеся на всю жизнь, что мало способствует развитию любви к музыке и желанию учиться еще.

Зрение, координация, слух и абстрактное мышление любого человека должны взаимодействовать в разумном здоровом балансе. Любой грамотный специалист просто обязан понимать, что фокусируясь на одном, нельзя требовать такого же интенсивного развития другого. Развитие навыков просто обязаны стоять в основе обучения игры на фортепиано! Существуют правила дидактики: от простого - к сложному, от конкретного - к абстрактному. Эти правила были выведены мировой педагогикой много лет назад и должны неукоснительно соблюдаться!

Каждая система обучения музыке, которая предлагает детям учиться играть с помощью традиционного нотного стана является нарушителем правил дидактики, потому что делает баланс развития навыков и абстрактного мышления практически невозможным. Как слабую компьютерную систему легко можно вывести из строя попыткой загрузки мощных комьютерных программ, так и сознание ребенка легко перегрузить требованием развивать и навыки координации, и навыки чтения в одинаковой пропорции одновременно!

Единственным разумным выходом в нахождении здорового баланса могла быть упрощенная презентация нотного стана при становлении навыков, которая бы не только не конфликтовала со зрением и координацией но помогала бы им вместе развиваться. По мере развития и укрепления навыков игры на фортепиано зрительную презентацию нужно постепенно усложнять, постепенно, шаг за шагом приближая ее к традиционной. Именно по такому принципу организованы вся литература и любой эффективно работающий курс обучения для детей.


Страдания, возведенные в правило

Дети любят хорошо учиться, иначе они не любят учиться вообще. Традиционная музыкальная педагогика за длительное время своего существования, потерпев настоящее фиаско в области публичного обучения музыкальному языку, потеряв несколько поколений людей для музыкального образования, вырастив музыкально безграмотных родителей и прародителей, музыкально безграмотных президентов и музыкально безграмотные правительства не нашла ничего лучшего, как найти иезуитское оправдание собственной несостоятельности. Согласно этому оправданию муки, которые испытывают наши дети, сталкиваясь с нелепыми и совершенно безобразными методами обучения музыке, являются якобы... единственным правильным путем обучения. Это все равно, что если бы дантисты утверждали, что лечить зубы без наркоза гораздо более полезно для качества лечения!

За многие годы существования человечества было принято считать, что музыкальные способности - это дар от Бога. Судя по всему, Бог оказался значительно щедрее, чем мы привыкли думать. Способностью слышать и распознавать музыкальные звуки, играть и петь по нотам, записывать музыку по слуху и по памяти может каждый человек. Причем научиться этому возможно в классе публичной школы. В это трудно поверить. Но когда-то было трудно поверить, что можно попасть из Хьюстона в Нью-Йорк за несколько часов, говорить через трубку с приятелем из соседней улицы или иметь в доме коробку, которая показывает кино. Нужно только захотеть - и мир музыки откроется для людей совершенно в другом качестве.

Главное - захотеть и не бояться перемен.

Елена Хайнер.