Первый опыт игры на фортепиано может поставить начинающего в весьма неловкое положение. Считается, что для того, чтобы играть музыку с листа, нужно знать элементарные положения музыкальной теории, разбираться в положении нот на нотном стане и иметь относительно развитую координацию пальцев. Однако, судя по реальным случаям из практики, очевидно, что этого недостаточно.
Естественно, что наиболее важная часть процесса, происходящего при чтении с листа, происходит при помощи зрения. Тем не менее, традиционные способы обучения почти всегда игнорируют упражнения, развивающие умение видеть и распознавать ноты. В результате этого, возможность прочитать страницу одним взглядом, в одно мгновение отделив главное от второстепенного, считается искусством на грани невозможного. Только самые талантливые музыканты, как полагают, имеют возможность использовать этот "Святой Грааль" музыкальности.
На самом деле, секреты фортепиано и молниеносное чтение с листа вовсе не трудно передать детям в самом раннем возрасте. Есть только одна причина, мешающая преодолению предрассудков и "дурных привычек" в обучении. Все, что педагог должен сделать, это посмотреть на ноты глазами новичка, никогда не видевшего его. Давайте признаем, наши "знакомые и логичные" ноты на самом деле являются совершенно неочевидной, громоздкой и пугающей новичков системой! Видя страницу с незнакомыми нотами, мы как будто переносимся на минное поле, где любой неверный шаг может привести к трагедии.
Уроки фортепиано должны помочь начинающему адаптироваться к виду нот и нотного стана. Мы должны были создать упражнения развивающие визуальные навыки, и в итоге придумали карточки, компьютерные игры и плакаты, способные решить нашу задачу. С их помощью начинающие учатся отличать знаки нотации.
Одним из наиболее часто встречающихся препятствий для новичка является неспособность отличать ноты находящиеся в одном шаге друг от друга от нот, находящихся в нескольких шагах друг от друга. Новичок не может бегло отличить ноту, находящуюся на линии от ноты, находящейся между линиями. Новички часто путают вторую, третью и четвертую линии. Это происходит потому, что визуальное восприятие просто теряется в этих "графических джунглях".
Новички также путаются между движением рук слева-направо на клавиатуре и тем, что в нотах это движение отображается вертикально, снизу вверх. Когда мелодия уходит "наверх", ученик должен двигаться направо по клавиатуре, а когда мелодия движется вниз - налево. Когда координация движений "вниз - налево" и "вверх - направо" недостаточно отработана, чтение с листа невозможно. Ребенку нужна большая концентрация внимания, чтобы справиться с этой задачей.
Новички также оказываются не способны одновременно читать ноты и при скрипичном, и при басовом ключе. Если не развить этот навык, попытки играть музыку обеими руками одновременно будут так же нелепы, как попытки что-либо съесть из пустой тарелки.
Обучение начинающих также должно учитывать недостаток координации между двумя руками при одновременном чтении нот при скрипичном и басовом ключе. Если руки не были должным образом разработаны, они просто мешают читать с листа! Теперь тарелка не пуста, но нет столовых приборов. Новички не могут точно оценить интервалы между нотами, интервалы в мелодиях и сложных аккордах.
Для того, чтобы начинающие могли преодолеть все эти трудности, мы используем сопровождение графики и цвета, и, что особенно важно, упрощенные виды нотного текста. Сначала мы используем карточки и письменные упражнения, а несколько позже - компьютерные игры. Наконец, при помощи интерактивной анимации мы разовьем навыки новичков быстро и без трудностей.
Попробуйте нашу программу бесплатно! Через несколько недель вы будете играть как Моцарт!