Почему музыкально грамотный человек обязан уметь играть на фортепиано

Почему вы связываете воспитание музыкального вкуса, понимания хорошей музыки и т.д. с обучением играть на каком-то музыкальном инструменте, а не с изучением истории музыки, да собственно прослушиванием хорошей музыки. Если проводить параллель с литературой, то кто будет разбираться в ней - тот, кто будет учиться писать роман (большинство будет обычными графоманами) или просто почитает хорошую книгу? ИМХО, необязательно быть исполнителем, чтобы знать и любить хорошую музыку.

Да, идея о том, что фортепиано должно являться стартовой точкой музыкального образования детей от 2-х лет, достаточно необычна и кажется революционной и спорной. На самом деле у нее есть глубокие корни и достаточно серьезные обоснования.

Параллель с литературой неправильная. Не писать роман - а читать (не роман - текст). При обучении чтению обычный человек в первую очередь задействует голос, зрение и мышцы (держать книгу - вести по строчкам). Так и при обучении музыкальному чтению цель - научить считывать нотные знаки, вовлекая голос, мышцы и зрение, не так ли?

Без умения читать нотный текст любое восприятие музыки как языка является неполным. Музыкальное чтение развивает музыкальное мышление и музыкальную память. То, что в современном обществе преобладают в настоящее время примитивные формы музыки, является одним из примеров тому, до какого уровня опускается музыкально безграмотное коллективное сознание.

1. Фортепиано (электронное и акустическое) - во-первых, потому, что это инструмент, который сразу же дает точную высоту звука путем самого примитивного нажатия. Ни один другой инструмент такого преимущества нам не дает, даже человеческий голос. Таким образом, звук фортепиано может стать "учителем" для развития человеческого голоса. Раньше, в прошлые века, дети учились с голоса матери и бабушки. Но, к сожалению, в современном обществе матери поют не всегда часто и не всегда чисто. А ЭЛЕКТРОННОЕ фортепиано - при любой погоде и без настройки всегда выдает точный звук, за которым можно развить голос.

2. Фортепиано является одновременно "поющим" и "ударным" инструментом. Оно идеально для обучения как мелодической, так и ритмической организации музыки. Электронное фортепиано имеет то преимущество, что способно выдать начинающим различные тембры инструментов, метрономические секции (стили, ритмы). Это - букварь для обучения детей звукам, увлекательный и красочный учебник.

3. Фортепиано является многоголосным инструментом. Оно идеально для сбалансированного развития как мелодического, так и гармонического слуха. Если учить детей только петь или только играть на одноголосном инструменте, то может получиться как в старом анекдоте об одном контрабасисте, который ушел на пенсию и посетил концерт своих коллег. "Ребята! - растрогался он после одного из номеров программы. - Так оказывается в Симфонии Ми минор там, где я играл Умц-Умц - есть великолепная мелодия скрипок!"

Музыкальный язык сложен и многопланов. Мелодия дает слушателю понимание времени, гармония - пространства. В многоголосной музыке это прослеживается очень хорошо. Фортепиано незаменимо для такого развития!

4. И НАКОНЕЦ! Играя на фортепиано, наши дети умнеют. Согласно выводам ученых, мозг человека развивается значительно интенсивнее, когда ребенок развивает мелкую моторику. Как это происходит? Левое полушарие и правое должны работать сообща при эффективном обучении чему бы то ни было. Для этого они должны интенсивно и эффективно общаться между собой. Общаются полушария через "мост" - CORPUSCALLOSUM. Этот мост находится в интенсивной стадии формирования от 0 до 10 лет. Между правым и левым полушарием формируются нейронные дорожки, если ребенок делает что-то обеими руками.

Не случайно педиатры рекомендуют специальные упражнения для развития мелкой моторики. У всех народов мира есть специальные песни-игры с вовлечением игры пальцев ("Сорока-белобока" в России). ТОЛЬКО фортепиано позволяет детям развивать все 10 пальцев обеих рук интенсивно. Этот инструмент должен стоять в каждом доме, в каждом детском саду, в каждой школе. Причем - не один акустический инструмент. А сотни ДЕШЕВЫХ электронных. Потому что ребенок может в любой момент подойти и поупражняться, а чтобы не нарушать покой и сон родителей/сотоварищей - делать это с наушниками.

В США такие инструменты можно купить за 100 долларов. Я считаю, что это - спасение от музыкальной безграмотности. И хоть Ямаха сделала мне много пакостей, я говорила и буду говорить - электронное пианино (keyboard) должен быть у каждого члена семьи.


Развивает ли чувство ритма хлопанье в ладоши и игра в ритмических ансамблях

"Оркестры Орфа", хлопание в ладоши при начальном обучении детей музыке приносят много удовольствия, но мало пользы. Как я уже писала, музыка - это язык. Для овладения этим языком человеку в первую очередь надо сформировать "исполнительный аппарат". До сегодняшнего дня таким аппаратом было принято считать голос человека. У голоса есть то самое громадное преимущество, что он является прародителем музыкального языка. Но за годы развития музыкального языка он сделался многоголосным, и голос перестал справляться с миссией координационного аппарата. Более того, сам по себе музыкальный голос ограничен в диапазоне и нуждается в развитии. Поэтому в 21 веке "музыкальным исполнительным аппаратом человека" в первую очередь должны стать пальцы и руки применительно к клавишам фортепиано.

С помощью фортепиано человек способен отражать мир звуков в значительно полной мере, многоголосно, а также учиться читать Нотный стан и выражать собственные мысли на языке музыки.

Я считаю, что с приходом новых технологий недорогие синтезаторы должны стоять в каждом доме, каждой школе, каждом детском саду, чтобы каждый ребенок в любое время мог позаниматься музыкальным чтением или музыкальным творчеством.

Поэтому задачей первостепенной важности должна стать работа над формированием навыков игры на фортепиано.

Именно фортепиано является также уникальным метроритмическим инструментом, способным развить в ребенке правильное восприятие метра и ритма.

Поэтому всякая другая, уводящая от этой прямой задачи деятельность, как то: игра в ритмических оркестрах, хлопание в ладоши или бубны - могут выполнять функции вспомогательно-развлекательные, но никак не основные, ибо они мало способствуют становлению и развитию "музыкального исполнительного аппарата ребенка".

Только когда начинающий свободно владеет клавишами и руками, свободно играет по нотам и импровизирует, имеет смысл организовывать оркестры и ансамбли. Так, в классах школ дети поступают в драмкружки после того, как в состоянии прочитать текст собственной роли.

Елена Хайнер