Home | Учителям | Рекомендательные письма

Endorsements

Юрий Розум

Солист Московской государственной академической филармонии
Действительный член Российской Академии естественных наук
Президент Международного благотворительного фонда Юрия Розума
Народный артист России

Юрий Розум 
http://www.yurirozum.com/

http://en.wikipedia.org/wiki/Yuri_Rozum

Рекомендательное письмо Юрия Розума


15 сентября 2006 г.

С Программой «Софт Моцарт» (Soft Way To Mozart) я впервые познакомился в апреле 2006 года. Меня всегда интересовали новые разработки в области музыкального образования. Я считаю, что начальное музыкальное образование нуждается в реформе, так как далеко не каждому ребенку дано успешно обучаться музыке, а теряя учеников в начальных классах музыкальных школ, мы теряем не только будущих музыкантов, но и в первую очередь грамотных слушателей не говоря уже о том, как много теряют в свою очередь люди, для которых прекрасный мир музыки остался непознанным.

Ознакомившись с ключевыми позициями системы обучения и компьютерной программы «Софт Моцарт», я имел возможность увидеть, как этот метод работает на примере моей 9-летней дочери, которая раньше и слышать не хотела о занятиях музыкой традиционным путем, а теперь с удовольствием и успешно занимается по этой системе.

Мне хочется сказать следующее:

1. Программа «Софт Моцарт» не идет вразрез с классическими подходами к обучению музыке. Она по сути является «недостающим звеном» традиционного обучения, восполняющим недостаток визуальности в ознакомлении с клавишным пространством фортепиано в совокупности с нотным письмом.

2. Использование компьютера в программе «Софт Моцарт» является блестящей находкой в воссоздании интерактивности обучения музыке, как языку. Возможность сыграть произведение одной рукой, слыша партию второй, уметь не только увидеть собственные погрешности в исполнении текста, но и самостоятельно исправить их, иметь возможность учить произведение наизусть самостоятельно, но под контролем, начинать беглое чтение нотного текста с первых же уроков - вот далеко не полный перечень того, что может дать эта система каждому начинающему.

3. Революционность программы проявляется в том, что используя ее, каждый человек независимо от способностей, может научиться читать музыкальный текст и играть на фортепиано (или других клавишных инструментах) сразу десятью пальцами обеих рук, что немаловажно для развития слуха, памяти, а также поддержки интереса к обучению.

4. «Азбучная презентация» нотного стана, перевернутого ключами вверх с использованием цветовой кодировки и картинок позволяет учащимся сбалансированно справляться с проблемами чтения и координации. Это – своеобразный «Букварь» в музыке.

5. Постепенный переход от «азбучной» презентации нотного текста к традиционному позволяет учащимся понять нотное письмо быстрее и проще.

Использование системы «Софт Моцарт» может в значительной степени облегчить работу педагога в классе фортепиано, теории музыки и сольфеджио, так как созданием рутинных, базовых навыков занимается компьютер, высвобождая время и силы на решение более сложных профессиональных и артистических задач.

Я рекомендую использование этой системы не только в музыкальных учебных заведениях, но и в детских садах, школах и других организациях, связанных с воспитанием и культурным образованием детей. Использование такой системы в домашней работе учащихся также неоценимо. 


Виктория Лопез Месегуэр

Учитель фортепиано и проректор Профессиональной Консерватории Музыки
Joaquin Turina в Мадриде: Calle Serrano 226 Duplicado, Madrid 28016, Spain 

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Пишу это письмо в качестве серьезной рекомендации применять Soft Mozart как прекрасный метод обучения музыке. Именно музыке, а не только фортепиано, потому что Soft Mozart помогает заложить фундамент не только для основ игры на фортепиано, но также и для развития слуха, чувства ритма, гармонического слуха и музыкальной памяти.

Считаю своим долгом быть постоянно в курсе новых достижений в сфере обучения по классу фортепиано. Я обучаю музыке на всех уровнях, и более всего меня беспокоит начальное образование. Во-первых, потому что убеждена, - чем моложе ученик, тем лучше должен быть учитель. Не только в психологическом плане, но и в том, что хороший учитель должен ясно видеть конечную цель обучения и не загружать ученика балластом ненужных знаний. Ведь обучение музыке идет по спирали. Мы учим одни и те же концепции снова и снова с той только разницей, что меняются контексты - музыкальные произведения, которые ученик играет.

С другой стороны, существует множество методов, которые вначале увлекают ученика , но через один – два года обучения приводят к опустошению. Я имею в виду такие курсы обучения, которые не основаны на чтении. Большинство учащихся по таким курсам бросают учебу, когда осознают, что больше не могут играть музыку на слух, - требуется еще и чтение нот.

Я также считаю своим долгом нормально вступить в 21-й век, что в наше время означает возможность при обучении музыке использовать то же, что внедрено в прочих сферах обучения: компьютерные технологии.

Я ознакомилась с результатами исследований Раучена в 1997 году, в которых он сравнил результаты пространственно-временного мышления группы учеников фортепиано с группами детей, которые занимались компьютером, и с группой детей, которые не занимались никакими специальными уроками, кроме уроков обычной школы. Исследования показали, что те, кто занимается фортепиано, показывают результаты на 34 процента выше в задачах, связанных с пространственно-временным мышлением. За ними следует группа учеников, получивших компьютерное образование.

Начнем с того, что дети просто увлекаются фортепиано независимо от возраста. Я видела трехлетних детей, которые отрывались от родителей, даже не глядя им вслед, и умоляя продолжить урок по его окончании. Это очень хорошее начало для любого учителя.

Что касается преимуществ этого метода, то мне хотелось бы подчеркнуть следующее:

1. Он никоим образом не конфликтует с традиционным обучением. Нужда в учителе не пропадает - требуется постоянная помощь с аппликатурой, постановкой рук и разнообразные указания, связанные с игрой тех или иных пьес.

2. Используемые пьесы тоже традиционны. Например, Бастьен – один из наиболее известных в Испанской консерватории.

3. Fruit Lines (Фруктовые линии) и Guess Key (Угадай клавишу) - две игры для тренировки абсолютного слуха. За более чем 20-летний срок преподавания я не встречала методики лучше. Ребенок постоянно слушает одни и те же звуки, и это ему не надоедает, потому что ему кажется, что это лишь музыкальная видеоигра. На самом деле он непрерывно слушает, угадывает и получает ответы в процессе определения абсолютной высоты звуков.

Некоторые дети способны реагировать только на звук. Возможность распознать таких детей в самом раннем возрасте является для учителя неоценимой возможностью. Прочие известные мне методы требуют от ребенка активной реакции, но мы все прекрасно знаем, что лучшими артистами в глубине души могут быть самые застенчивые дети.

4. Когда Вы играете Note Duration (Нотные длительности), то начинаете понимать ритм не только с математической точки зрения, но и ощущать его на мышечном уровне, чего в конечном итоге должен достичь любой пианист. Любой ребенок не только осознает ритм, но и чувствует его, – и трудно определить, что более важно.

5. Маленькие дети проводят годы в классе музыкального развития перед тем, как начать традиционные уроки фортепиано. Сейчас я не вижу никаких оснований так долго ждать до начала игры на фортепиано, лишь бы требуемая сила нажатия на клавиши соответствовала физическим данным детей.

6. Что касается Gentle Piano, то имеются дополнительные преимущества:

a) Вертикальное расположение нот в сравнении с горизонтальным лишь означает, что то, что расположено справа – то справа, а что слева – то слева. Это высказывание кажется абсурдным, но фактически в традиционном обучении фортепиано ученик вынужден иметь дело с ориентацией в направлениях, которые идут вразрез с законами естественного восприятия.

Некоторые родители озадачены этим фактом: что случится, если ребенок в конце концов будет вынужден читать "нормальный нотоносец"? Но ведь стоит лишь нажать клавишу на клавиатуре компьютера, и ученик увидит "нормальный нотоносец". И ученик будет играть без проблем, - он же узнает свою любимую игрушку, если мы переворачиваем ее в пространстве. Самое важное - это то, что он естественным путем поймет запись музыки на бумаге и ее соответствие клавишам на фортепиано.

b) Некоторые учителя старой школы говорят: "Ok, но это не имеет никакого отношения к искусству". Я всегда отвечаю одинаково: "Ваша первая обязанность - научить чтению, а потом уже языковедению. Разрешить ли ученику читать бестселлер или взять его за руку и погрузить в Шекспира, – это уже второй вопрос". В конце концов, я не знаю такого учителя литературы, который бы отказался от столь эффективной помощи в обучении чтению. Ведь на выходе получаем больше свободного времени на "артистический процесс".

c) Оценка достижений должна быть быстрой. Соревнование происходит не с учителем. Учитель не поправляет вещи типа "Это не до или фа, ами". Учитель имеет возможность обучать и править в более важном, он не обязан комментировать вербально каждый звук фортепиано. В конце концов, мы постоянно говорим нашим ученикам, что музыка звучит в тишине. И здесь учитель с учеником в одной упряжке, а соревнование происходит с компьютером – это еще одна педагогическая находка, которую я считаю неоценимой.

d) Еще одно преимущество - то, что групповое обучение становится индивидуальным. Можно быстро переходить от одного ученика к другому, что помогает корректировать ошибки не только того ребенка, который в данный момент нуждается в помощи. Я произношу указание вслух – и все слушают, но только этот один понимает лучше всех, о чем идет речь.

e) Очень важно, что создатели этого метода постоянно улучшают свою компьютерную программу, всегда готовы слушать рекомендации и общаются с учителями, которые ее используют. Мне бы очень хотелось сказать то же самое о создателях других программ, с которыми я пыталась работать для обучения Сольфеджио. Я заметила, что использую пьесы Soft Mozart в традиционной презентации для пения сольфеджио. Ребенок сначала читает и пропевает произведение по нотам, а потом разучивает его на фортепиано.

В заключение: я рекомендую Soft Mozart любому учителю музыки, осознающему необходимость в технологии, что поможет преодолеть то, из-за чего многие бросают музыку – скучный подход, иначе именуемый как присущие традиционному методу трудности начального обучения.

Share or bookmark this page
|